Миру известно несколько технологий создания объёмных движущихся изображений и, кажется, придумать нечто принципиально новое тут уже невозможно. Однако американский изобретатель, художник и инженер доказал обратное.Стереокино

Совершенно феноменальный и гениально простой способ записывать и воспроизводить объёмное кино, который запатентовал недавно инженер Эдди Пол.

Рассказывая о нём, изобретатель напоминает о двух самых известных сейчас методах записи объёмных фильмов. Это камера (неважно, плёночная или цифровая) с двумя объективами, разнесёнными словно человеческие глаза, и, соответственно, два набора кадров – для левого и правого глаза. А ещё – это снимки с разных точек (та же сдвоенная кинокамера) через цветные светофильтры.

При просмотре таких изображений требуется некий механизм разделения правых и левых кадров. Например, экран из серебристых струн. С каждой стороны каждой струны должно отражаться своё изображение, проецируемое двумя кинопроекторами (или точнее – кинопроектором с двумя объективами).

Это похоже на карманные календарики с гребёнкой на поверхности, которые дают объёмное изображение при взгляде с определённого ракурса.

Другой вариант разделения – поляризованные светофильтры на правом и левом проекторах и, соответственно – поляризованные в перпендикулярных плоскостях фильтры на стереоскопических очках.

Стало быть, как вариант, цветные фильтры (дополнительных цветов) на глазах при съёмке, естественно, через цветные фильтры. Но тогда изображение получается чёрно-белым.

В методе американца нет ничего похожего. Даже очков не требуется. Так же, как не нужно и специального киноэкрана, и двух проекторов. И даже съёмка ведётся одной кинокамерой, самой обычной. А эффект объёмности изображения возникает. Что за чертовщина?

Сначала немного истории.

Разработка Пола – система Circlescan 4D — отталкивается от эффекта Пульфриха, названный в честь Карла Пульфриха (Carl Pulfrich), который в 1920-х годах обнаружил, что существует заметно различное восприятие света человеком при смене яркости изображения в разных кадрах.

И если на один глаз человека поместить тёмный светофильтр, а второй оставить открытым, то обработка мозгом затемнённого кадра займёт на долю секунды больше времени, чем обработка изображения, увиденного незакрытым глазом, а в результате один и тот же кадр левый и правый глаз словно увидят с разделением во времени.

Хорошо, но как это использовать? Терпение. Вот как это было раньше. Ставим обычную кинокамеру (видеокамеру) на рельсы и плавно (оптимальную скорость нужно подобрать, ибо ни слишком медленное, ни слишком быстрое движение тут не срабатывают) двигаем её мимо объекта съёмки (например – человека, стоящего на сцене).

Когда зритель просматривает полученные кадры с тёмным фильтром на одном глазу, то для этого (одного, что важно) глаза кадры смещаются во времени, а поскольку камера успевает за промежуток между кадрами сместиться на несколько сантиметров – получается стереопара, которую мозг преобразует в объёмное изображение.

Таким образом, для съёмки не нужна стереокамера, а при воспроизведении – специальный экран. А главное – ни при съёмке на плёнку, ни при съёмке цифровой записи – не требуется удвоения ресурсов, то есть — носителя.

Ведь в случае обычного стереокино – это лента двойной ширины (для двух кадров вместо одного), а в случае цифровой записи – удвоение потока данных (правый и левый кадр).

Здесь же каждый кадр является и правым, и левым.

Но этот метод использования эффекта Пульфриха обладает недостатками. Он не работает, если требуется снимать сцену неподвижной камерой, с одной точки. Он даёт очень плохую картинку, если движется не только камера, но и сам объект съёмки, или он быстро меняется, скажем – человек резко жестикулирует.

Здесь точка съёмки постоянно вращается по небольшому (сантиметров тридцать, примерно, в диаметре) кругу, лежащему в плоскости, перпендикулярной направлению на снимаемый объект. Скорость вращения – один оборот в минуту.

Система вращающихся зеркал направляет изображение в объектив обычной кинокамеры, да так, что объект съёмки вовсе не переворачивается вверх тормашками.

А постепенное смещение точки зрения вправо-влево и вверх-вниз и так далее, на первый взгляд — абсолютно незаметно на получаемых кадрах, ведь между соседними кадрами зеркала смещаются совсем чуть-чуть. Особенно если, скажем, объект съёмки удалён от камеры на несколько метров и дальше.

Но для мозга, для зрительной системы человека это смещение, оказывается, заметно. И если применить тёмный светофильтр на одном глазу для смещения соседних кадров во времени – человек увидит объёмное изображение.

При этом сама камера может быть неподвижной, а может двигаться – как захочет режиссёр. Движения самого снимаемого объекта тоже не влияют на результат.

Наконец, самое удивительное, что при такой съёмке эффект объёмности возникает в мозге и без половинки тёмных очков, хотя и более слабый.

Некоторые люди утверждают, что после длительного просмотра фильма, снятого через установку Circlescan 4D, они могут ощущать объём без тёмного фильтра, почти такой же реалистичный, какой видится в специальных очках.

И обратите внимание – такое объёмное кино можно показывать обычным проектором в обычном кинотеатре, транслировать по обычной системе телевидения.

Всё, что требуется для завораживающего объёмного эффекта – тёмный фильтр на одном (любом) глазу, который притормаживал бы процесс осмысления образа для одной из половинок мозга.

Отсюда, кстати, и введённый Полом термин четырёхмерного кино. Это намёк на 3D c добавлением четвёртого измерения – времени.

Сколько пройдёт времени, прежде, чем Circlescan 4D распространится по планете? Посмотрим. В объёме.