Англиквнское Сообщество (англ. The Anglican Communion) — всемирное объединение поместных (национальных) англиканских Церквей. Не существует единой «Англиканской Церкви», обладающей общей юрисдикцией, так как каждая национальная англиканская Церковь — административно независима и находятся в полном каноническом единстве с Церковью Англии, которая рассматривается как «Материнская Церковь» (mother church) Сообщества по всему миру, и с её главным примасом Архиепископом Кентерберийским (The Archbishop of Canterbury). Статус полного канонического единства означает, что между этими Церквями существует взаимное согласие по важнейшим доктринам и Причастие в каждой поместной Церкви возможно для каждого англиканина.Англикане

Объединяя около 77 миллионов последователей, Англиканское Сообщество является третьим самым большим христианским сообществом в мире после Римско-Католической Церкви и Вселенского православия. Некоторые из этих Церквей известны как Англиканские (то есть они точно признают свою историческую связь с Англией (Ecclesia Anglicana в переводе с латыни означает «Английская Церковь» или «Церковь Англии»); другие, как, например, Американская и Шотландская Епископальные Церкви, или Церковь Ирландии, предпочитаю отдельные наименования. Каждая Церковь имеет свои собственные доктрину и литургию, и управляется местным примасом.

Архиепископ Кентерберийский, предстоятель Церкви Англии, не обладает официальной канонической или административной властью за её пределами, но он признается символическим главой Сообщества. По отношению к предстоятелям прочих поместных англиканских Церквей пользуется первенством чести (primus inter pares — «первый среди равных»)

Англиканское Сообщество считает себя частью Единой, Святой, Католической и Апостольской Церкви и является одновременно и Католической и Реформированной.

Как обособленная от Рима религиозная организация Церковь Англии возникла в ходе Английской реформации на основании Акта о верховенстве 1534 (The Act of Supremacy), принятого парламентом по настоянию Генриха VIII, который объявлял Короля «единственным верховным главою на земле Церкви Англии». Король объявлялся Защитником веры (Fidei Defensor). В 1538 году была введена в официальное использования «Великая Библия» (The Great Bible) — английский перевод Вульгаты. В июне 1539 года парламент Англии принял закон, известный как «Шесть статей» (Six Articles), который подтверждал основные доктринальные и канонические положения современного католицизма: пресуществление; непричащение мирян Кровью Христовою; целибат духовенства; исполнение обетов целомудрия; разрешение частных месс; важность исповеди. Более радикальные реформы были позже осуществлены Архиепископом Кранмером (Archbishop Cranmer) при Эдуарде VI: «Сорок две статьи» (The Forty-Two Articles) ознаменовали пик кальвинистского влияния в Церкви Англии; их составление было завершено в 1552 году (провозглашены Королевским Мандатом 19 июня 1553). «Сорок две статьи», вследствие коронации католички Марии I, так и не были введены в действие.

К 1540 году завершилась ликвидация монастырей (The Dissolution of the Monasteries) и передача монастырских активов в ведение Короны. Церковная собственность в конечном итоге оказалась в руках английской аристократии, что создало экономическую базу для укоренения реформ и упрочения политического разрыва с папством.

После недолгой католической реакции в царствование Марии I Тюдор, в 1559, при Елизавете I, был принят второй Акт о верховенстве 1559. Акт подтверждал положения первого, но уточнял титул Монарха в отношении Церкви, каковой определялся как Верховный Правитель Церкви Англии (Supreme Governor of the Church of England).

Монарху принадлежит формальное право назначать Архиепископа и епископов по представлению премьер-министра, хотя фактическая процедура назначения сложна и многоступенчата. Примас Церкви Англии — Архиепископ Кентерберийский, который признаётся духовным лидером всего Сообщества, но не имеет административной власти за пределами Англии. Значительная часть епископов Церкви Англии ex officio суть члены палаты лордов — так наз. духовные лорды (Lords Spiritual).

Старейшая из существующий англиканских церквей за пределами Британских островов, Церковь св. Петра (Бермудские острова), была основана в 1612 (хотя современное знание было несколько раз перестроенно за последнее столетие). Она также является старейшей из существующих протестантских церквей в Новом Свете. Она оставалась частью Церкви Англии до 1978 года, когда Англиканская Церковь Бермудских о-в отделилась от неё. Церковь Англии была государственной Церковью не только в Англии, но и во всех её заморских колониях.

Таким образом, единственными Церквами-членами нынешнего Англиканского Сообщества, которые уже существовали к середине XVIII века были Церковь Англии, её ближайная Церковь-сестра — Церковь Ирландии (англ. The Church of Ireland) (которая также отделилась от Римско-Католической Церкви в правление Генриха VIII) и Шотландская Епископальная Церковь, которая была в частично в XVII и XVIII веках полулегальной (из-за подозрений в её симпатиях к якобитам).

Расширение Британской Империи в XVIII и XIX веках также привело к расширению административных границ Церкви. В начале, все эти Церкви в колониях находились под юрисдикцией Лорда-Епископа Лондона. После Американской революции, приходы нового независимого государства посчитали необходимым формально порвать с Церковью, чьим Верховным Правителем (англ. The Supreme Governor of the Church of England) был Британский монарх. Таким образом, после довольно дружелюбного отделения, они сформировали свои собственные диоцезы и национальную Церковь, Епископальную Церковь Соединенных Штатов Америки.

В примерно это же время, в колониях, которые оставались связанными с Короной, Церковь Англии начала назначать колониальных епископов (colonial bishops). В 1787 был назначен епископ Новой Шотландии с юрисдикцией над всей Британской Северной Америкой; через некоторое время были назначены епископы в ряд городов современной Канады. В 1814 была создана кафедра епископа в Калькутте; в 1824 году первый епископ был направлен в Вест-Индию, а в 1836- в Австралию. К 1840 Церковь Англии назначила всего десять колониальных епископов, но уже и это начинание сильно содействовало росту Англиканства в мире. В 1841 году был создан Колониальный Епархиальный Епархий (Colonial Bishoprics Council) и вскоре было создано большое количество диоцезов.

Со временем, появилась общая практика объединять эти диоцезы в Провинции и назначать для каждой из них митрополита (англ. metropolitan или англ. metropolitan bishop). В начале Церковь Англии была государственной Церковью в большинстве колоний. Однако в 1861 году было решено, что во всех колониях, за исключением тех, где она обладала особым государственным статусом, Церковь Англии будет обладать таким же юридически статусом, что и все остальные Церкви. Таким образом, колониальный епикоп и колониальный диоцез отличались от епископов и диоцезов в Англии. Со временем, епископов стали назначать сами местные Церкви, а не из Англии. Постепенно национальные синоды стали регулировать церковное законодательство независимо от Церкви Англии.

Важным шагом в развитии современного Сообщества стала идея Ламбетских Конференций (англ. Lambeth Conferences). Эти конференции демонстрировали, что епископы разных Церквей могут проявлять единство Церкви через епископальную коллегиальность в отсутствие всеобщих юридических связей. Некоторые епископы очень неохотно посещали эти конференции из опасения, что подобное собрание может провозгласить себя Собором с властью создавать и регулировать церковное законодательство. Поэтому, была достигнута договоренность принимать лишь резолюции, носящие рекомендательный характер. Ламбетские конференции стали проводить примерно каждые десять лет с 1878 (вторая подобная конференция) и по сей день они остаются наиболее зримыми символами единства всего Сообщества.