Иоганн Себастьян Бах - немецкий композитор и органист - принадлежал к многочисленному роду Бахов из Тюрингии, давшему на протяжении веков несколько поколений музыкантов. Основополагающую роль в формировании искусства Баха сыграла преемственная связь с протестантским движением и его музыкальной культурой, развивавшейся в русле хорового и органного жанров. За 50-летний период творчества лишь в течение 5 с небольшим лет интересы Баха были сосредоточены на светской музыке. Большую часть своей жизни он работал при церкви. Важнейшей особенностью искусства Баха стала также органическая связь с музыкальными школами и жанрами разных европейских стран, начиная с XVI века. Его творческие искания тесно связаны с лютеранской традицией.Иоганн Себастьян Бах

Громадное творческое наследие Баха включает более 1000 произведений разных жанров. Его можно разделить на 3 основных сферы: вокально-драматическую, органную и инструментальную. Каждая сфера творчества Баха относится к определённому периоду его жизни. Вокально-драматическме произведения в большинстве написаны в "лейпцигский период" (1723 - 1750 гг.), во время пребывания Баха в должности кантора Томаскирхе. Произведения для клавира, скрипки и других инструментов связаны главным образом с периодом работы придворным музыкантом в Кётене (1717 - 1723 гг.). Всё самое значительное для органа было создано в "веймарский период" (1708 -1717 гг.), когда, переменив ряд мест в провинциальных городах Тюрингии (Ариштадт, Мюльхаузен), композитор служил в Веймаре органистом придворной церкви.

Виртуоз-исполнитель на органе, Бах создал для этого инструмента произведения, которые явились вершиной развития органной литературыры. В становлении неповторимого органного стиля Баха огромная роль принадлежит хоральным прелюдиям, трактованным композитором как своеобразный интимный, романтический дневник художника. В этих лирических поэмах зарождался сложный красочный музыкальный язык, опережавший своё время. В свободных фантазиях сплавлялись воедино народное и высокопрофессиональное начала, что определяло доступность этих, равно как и других, произведений Баха.

В жанрах прелюдии и фуги, фантазии, токкаты Бах выступал как преемник немецкой органной школы, и в особенности своих непосредственных предшественников - Я. А. Рейнкена и Д. Букстехуде. От Букстехуде, к которому Бах ездил учиться в годы юности, он воспринял свободный поэтический характер органных импровизаций, ораторский пафос, блестящую концертную декоративность. Для органных произведений Баха характерны эмоциональное богатство, глубокая внутренняя сосредоточенность, драматический размах при пышности звучаний и свободе формы. Органные фуги отмечены большим размахом и свободой воображения, для них по сравнению с клавирными характерны мощные драматические нагнетания, грандиозные кульминации в конце. Эти произведения предельно используют тембровые ресурсы инструмента. Крупномасштабные фантазии, вариации и фуги построены па ярких колористических и динамических контрастах.