Чайковский (Петр Ильич) - один из крупнейших русских композиторов. Родился 25 апреля 1840 г., в Камско-Чайковский
Воткинском заводе Вятской губернии, начальником которого был отец его. Понятливость и впечатлительность
отличали маленького Чайковского, который по собственному настоянию стал учиться наравне со своими
братьями и сестрой, когда ему не было еще и пяти лет. Отец называл его общим любимцем, жемчужиной семьи.
С раннего детства мальчика тянуло к фортепьяно, за которым он проводил свои досуги. С семи лет Чайковский
записывал уже свои детские впечатления. Нельзя сказать, чтобы музыкальная атмосфера окружала Чайковского
в детстве. Домашний орган с валами был первым знакомым ему инструментом, на котором он услыхал арию
Церлины из "Дон Жуана" Моцарта. В продолжение всей жизни Чайковский сохранил особое благоговение к этому
великому композитору. Музыкальный слух и память проявились у Чайковского рано. В 1845 г. Ч. начал
учиться игре на фортепьяно, а через три года читал ноты не хуже своей учительницы. Год спустя Чайковский
играл на фортепьяно как взрослый. Способность фантазировать за фортепьяно проявилась у Чайковского в
50-х годах. Во время своего пребывания в училище правоведения, Чайковский не проявлял среди товарищей
своих особых стремлений к музыке. В 1859 г. Чайковский, окончив курс, поступил на службу в департамент
Министерства юстиции. Жизнерадостный юноша беспечно проводил время; никто не подозревал, что в нем
таится будущий крупный музыкальный деятель. Даже Кюндингер , у которого он занимался игрой на
фортепьяно, не видел в своем ученике ничего особенного. Он решился, однако, поступить в петербургскую
консерваторию, несмотря на довольно скептическое отношение родственников к его намерению. Вера в свое
призвание у Чайковского была так сильна, что однажды, несмотря на свою врожденную скромность, он сказал
брату: "С Глинкой мне может быть не сравняться, но увидишь, что ты будешь гордиться родством со мной".
Занимался Чайковский в классе теории композиции профессора Н.И. Зарембы, позднее - в классе
инструментовки А.Г. Рубинштейна . Оставив службу, Чайковский испытывал материальную нужду. В 1865 г.
Чайковский окончил курс консерватории с серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера "К радости".
Другие его консерваторские работы - увертюра к "Грозе" и танцы сенных девушек, включенные впоследствии в
оперу "Воевода". При основании консерватории в Москве в 1866 г. Ч. был приглашен туда профессором
гармонии.

В 1866 г. Чайковский дебютировал перед московской и петербургской публикой увертюрой F-dur, с успехом
средним. В том же году Ч. начал первую симфонию; в следующем году andante и скерцо из нее исполнялись в
русском музыкальном обществе в Санкт-Петербурге. К периоду 1866 - 1867 гг. относятся еще увертюра на
датский гимн и ряд фортепьянных пьес: "Воспоминание о Гапсале", обративших на себя всеобщее внимание.
В 1867 г. Ч. начал писать оперу "Воевода" и в том же году в Москве, в симфоническом собрании, были
исполнены танцы из нее. Первая его симфония целиком была исполнена в симфоническом собрании русского
музыкального общества в 1868 г. с большим успехом. Постоянная нужда в деньгах заставила Чайковского
заняться критической деятельностью. От этого тягостного для него занятия он отказался, как только
материальные условия его улучшились. Опера "Воевода", поставленная в 1869 г. в Москве, имела успех, но в
70-х годах сам автор уничтожил ее, сохранив только небольшую часть материала. с таким же недовольством
относился Чайковский к своему симфоническому произведению "Фатум" (1868), исполнявшемуся как в Москве,
так и в Петербурге. Вторая опера Чайковского, "Ундина", оконченная в 1869 г., сцены не видала. Она тоже
уничтожена автором в 1873 г., за исключением некоторых номеров, вошедших впоследствии в другие сочинения
Чайковского. Осенью 1869 г. Чайковский пишет увертюру-фантазию "Ромео и Джульетта", с которой начинается
настоящее его значение в истории искусства. Хотя это произведение имело в Москве успех средний, но
впоследствии оно немало содействовало популяризации имени Чайковского. В том же году Чайковский написал
шесть романсов, из которых "Нет, только тот", "И больно, и сладко", "Слеза дрожит", "Отчего", "Ни слова,
о друг мой" сразу завоевали всеобщий интерес. Ступенями к славе были для него также первый квартет d-dur
(1871), опера "Опричник" (1872), симфоническая фантазия "Буря" (1873).
На конкурсе русского музыкального общества в 1875 г. его опере "Кузнец Вакула" была присуждена первая
премия. Данная в Петербурге в 1876 г., она не оправдала возлагавшихся на нее ожиданий; впоследствии сам
Чайковский признал ее недостатки. За ней последовала опера "Евгений Онегин", которой, вместе с шестой
симфонией, написанной в конце жизни Чайковского, суждено было увековечить его имя. Сначала Чайковский не
верил в успех "Онегина", называя эту оперу скромным произведением, написанным по внутреннему увлечению.
Первое представление этой оперы состоялось в московской консерватории 17 марта 1879 г. Успех был
средний; надо полагать, что причиной тому было отчасти и исполнение учеников. В апреле 1883 г. "Евгений
Онегин" исполнен был в Петербурге в музыкально-драматическом кружке под управлением К.К. Зике и имел
несомненный успех. На императорской сцене в Петербурге он шел в первый раз 19 октября 1884 г. С каждым
спектаклем возрастала любовь публики к этому лучшему произведению Чайковского. В 1877 г. произошла
перемена в материальной обстановке Чайковского, благодаря Н. Ф. фон-Мекк, предложившей Чайковскому
ежегодную субсидию в 6 тысяч рублей. Это дало Чайковскому возможность посвятить все свои силы
композиторской деятельности; а когда Чайковский хорошо работал, то, по его словам, это значило, что он
хорошо себя чувствовал. Сочинения Чайковского, эпизодически проникавшие за границу и находившие таких
поклонников, как Брюллов , все более и более там распространялись, особенно благодаря концертам в
Париже, под управлением Н.Г. Рубинштейна (2-й фортепьянный концерт, "Буря", серенада и вальс для скрипки)
, на всемирной выставке в 1878 г. В том же году Чайковский написал литургию святого Иоанна Златоуста .
Следующая опера: "Орлеанская дева" (1879), с либретто, составленным композитором преимущественно по
Шиллеру в переводе Жуковского , не оправдала надежд композитора. Она была дана в Петербурге в 1881 г.
Шумный успех первого представления не повторился на втором, и опера не стала репертуарной. Большую удачу
Чайковский имел с оперой "Мазепа" (1883), поставленной в Москве в 1884 г., гораздо меньшую - с
"Чародейкой", имевшей в Петербурге, где она была в первый раз поставлена в 1887 г., посредственный
успех. Репутация Чайковского, как оперного композитора, воспрянула с "Пиковой дамой", поставленной в
Петербурге в первый раз 7 декабря 1890 г. Эта опера, не сходящая с репертуара, по своей популярности не
уступает "Евгению Онегину". Она обошла, наравне с последней, все оперные сцены России. Эти две оперы
проникли за границу, где их не покидал успех. Последняя опера Чайковского, "Иоланта", дана в Мариинском
театре в Петербурге 6 декабря 1892 г., вместе с его же балетом: "Щелкунчик". Не менее обширна была
деятельность Чайковского как симфониста. Его шесть симфоний, три сюиты, программная симфоническая музыка,
балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик" представляют чрезвычайно ценный вклад в
область русской музыки. Драматическая опера - задача сложная, требующая рельефности, чувства меры,
пропорциональности в частях, сжатости и цельности в общем. Хотя Ч. эта задача не всегда давалась, тем не
менее он проявил во многих сценах (в "Евгении Онегине"), "Мазепе", "Пиковой даме") замечательное
мастерство, да и в других его операх есть множество отдельных красот; каждая из них представляет крупный
интерес для развитого музыканта. В симфонической музыке Ч., как говорится, был более у себя дома.
Сплошной музыкальный интерес, богатство красок, удивительная способность извлекать из оркестра разнообразнейшие
эффекты, от самых нежных до самых мощных - все это ставит Ч. в ряд перворазрядных симфонистов
музыкального мира. В камерной музыке сильно отразилась его богато одаренная музыкальная натура, иногда
преступившая границы этого рода музыки. Его техника иногда выходила из рамок и представляет для
исполнителей большие трудности. В области романса Чайковский - замечательный лирик. Вообще, какого бы
рода музыки Чайковский ни касался, всюду он приносил обаятельный, чрезвычайной красоты мелодический
элемент. Его сочинения в области духовной музыки скорее пленяют своей красотой, своим мягким лиризмом,
чем возбуждают истинно молитвенное настроение. Вся музыка Чайковского проникнута преимущественно русским
складом. Широкая эрудиция, необычайно развитая техника дали Чайковскому возможность коснуться многих
областей музыкальной композиции. Трудолюбие Чайковского было необычайное. Он не мог оставаться без
работы, без творчества. Одна музыкальная мысль сменялась другой; можно сказать, что творческий процесс
в продолжение кипучей 28-летней композиторской деятельности никогда не останавливался на долгое время.
Одиночество было для него счастьем, так как оно предоставляло ему возможность отдаваться всем существом
своему любимому делу. В каталоге сочинений Чайковского значатся 76 opus'ов, 10 опер, 3 балета. Судя по
его письмам, Чайковский был крайне впечатлителен и глубоко несчастлив. Ни материальные условия, ни
переменчивость успеха не были, по-видимому, причиной тяжкого его душевного состояния. Какая была причина
безысходной тоски, преследовавшей Чайковского - этот вопрос не разъяснен. На жизненном пути Чайковского
встречались люди, сыгравшие большую роль в его артистической карьере. К ним относятся А. Г. и Н.Г.
Рубинштейны (в особенности последний, который был строгим судьей сочинений Ч., но вместе с тем и самым
энергичным их пропагандистом), а также П.И. Юргенсон , замечательный по бескорыстию издатель сочинений
Чайковского, брат Чайковского Модест , его сотрудник во многих оперных произведениях, сестра его А.И.
Давыдова. Император Александр III в 1888 г. назначил Ч. пенсию в 3 тысячи рублей. Общительный и ласковый
характер Чайковского, а также обаятельность его сочинений дали ему массу друзей. Среди них были и
музыканты,
принадлежавшие к различным группам, но как ни дружил Ч. с композиторами других направлений, он
оставался верен своим взглядам. По своей нервности Чайковский не мог оставаться где-нибудь подолгу и с
1877 г.
вел жизнь кочевую. Он совершал многократно артистические поездки по России и за границей (в Германии,
Франции, Англии, Америке), дирижируя своими операми и концертами, составленными из его произведений.
Педагогическая деятельность была Чайковскому не по сердцу, но тем не менее он пробыл
профессором в консерватории в Москве 12 лет и написал учебник гармонии. Только под конец
жизни Чайковского.
основался в Клину, где и сохранились его квартира со всей обстановкой; там же и архив Чайковского Концерт 16
октября 1893 г., где он дирижировал в первый раз своей шестой симфонией, был лебединой песнью Чайковского 25
октября он скончался в Петербурге и похоронен в Александро-Невской лавре. Капитальным трудом, дающим
возможно полную характеристику Ч., является "Жизнь Петра Ильича Чайковского" (3 том, 1903), составленная
М.И. Чайковским. Сюда вошел материал из архива Чайковского, "Памятной книжки правоведов XX выпуска",
Мордвинова (Санкт-Петербург, 1894), "Воспоминаний о П.И. Чайковском" Кашкина (Москва, 1896) и газетных
статей о сочинениях Ч. Н. Соловьев.