Первые гонкиПервые в мире автомобильные соревнования состоялись во Франции, в 1894 г. между городами Париж и Руан на дистанцию 127 км. Инициатором соревнований выступил шеф-редактор французской газеты «Ле пти журналь» Пьер Жиффар, опубликовавший в конце 1893 г. приглашение на «Конкурс безлошадных экипажей». В соревнованиях могли участвовать экипажи любых систем и конструкций с механическим приводом на колеса. Среднюю скорость установили 16 км/ч, затем снизили до 12,5 км/ч, т.е. норма времени определялась около 10 часов. Ехать можно было и быстрее, но скорость не имела решающего значения. Главными в оценке результатов были: прочность, надежность и простота конструкции, удобство управления и экономичность двигателя. По совокупности всех этих качеств первый приз - 5000 франков получили на равных экипажи «Пежо» и «Панар-Левассор», прошедшие дистанцию со средней скоростью 20-22 км/ч при мощности двигателей около 2,5 л.с. Эти соревнования продемонстрировали существенные достоинства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания как более надежного транспортного средства и открыли эру автомобильного спорта в мире. Центром автомобильного спорта в течение двадцати лет (с 1894 по 1914г.г.) была Франция, поэтому старт наиболее значительным гонкам давался в Париже, а финишем были города: Марсель, Амстердам, Берлин, Вена и др. В 1895-96г.г. проводилось по одной гонке в год, а затем их число стало неудержимо возрастать - 4, 7, 21, 30 и т.д.

Уже с первых соревнований автомобильный спорт начал обретать достаточно четкие организационные формы. В 1895 г. был учрежден первый автомобильный клуб - Автомобильный клуб Франции (АКФ). В 1897 г. в Германии открылось «Центрально-Европейское общество автомобилистов». В США 13 предприимчивых автоспортсмена основали в 1899 г. «Автомобильный клуб Америки». Стали возникать автоклубы и общества в других странах, чему способствовал стремительный рост популярности автогонок. Переломным моментом в истории автомобильного спорта стали гонки Париж-Мадрид, которые состоялись в 1903г. В результате возросших скоростей (свыше 100 км/ч) было много несчастных случаев. В результате вышло правительственное распоряжение об окончании этих гонок в г.Бордо и следственная комиссия, назначенная парламентом для выяснения причин несчастных случаев, пришла к единодушному мнению, что гонки между городами представляют собой опасную форму состязаний. Начиная с 1903г. все дорожные гонки проводятся по замкнутым маршрутам ограниченной длины, закрытым для постороннего движения.

Первая в царской России автомобильная гонка состоялась 8 сентября 1907 года по маршруту Одесса – Николаев – Одесса.

Тот факт, что прошедшая в начале сентября 1907 года автомобильная гонка была действительно первой на территории Российской Империи, довольно широко известен. Упоминание об этом событии встречается в различных исторических книгах, справочниках и даже на многих интернет-сайтах. Более ста лет назад в киевской прессе о пробеге не было ни слова. Только «Одесские новости» № 7326 за вторник, 11 (23) сентября 1907 года опубликовало большой отчет-репортаж об этом событии. Вот что тогда писали: «Старт для больших автомобилей, совершивших пробег из Николаева в Одессу и обратно, был устроен в конце Московской улицы, у границы Одесского градоначальства. Здесь была разбита красивая палатка, около которой находился официальный хронометрист г. Гекман, председатель гоночной комиссии К. Л. Маковецкий, князь П. А. Абамелик, секретариат, члены комитета и корреспонденты, для которых М. М. Аснаш любезно предоставил автомобиль «Дорак». К 6 часам утра к старту подает свой «Мерседес» Ф. М. Юрьевич. Он несколько взволнован. Особенно нервничает в ожидании сигнала шофер Охотский. Ровно в 6 часов дан сигнал. Отпуская флаг, князь Абамелик кричит: «Пошел!». Момент – и «Мерседес», развивая полный ход, стрелой вылетает на подъем и скрывается с глаз. В 6 час. 15 мин. дан старт для «Дион-Бутона», за рулем которого сидит барон А. А. Рено, а рядом с ним механик Бранловский. Барон лихо принимает старт».