Прототипы велосипеды - четырехколесные повозки-самокаты - строились изобретателями
разных стран: Г.Гантшель (Германия, 1649 год), Р.Ла Рошелли (Франция, 1693 год),
Л Шамшуренков (Россия, 1752 год), Овенден (Англия, 1761 год) и др. Первый двухколесный
велосипед с педалями, большим ведущим передним колесом и малым задним построил в России
крепостной мастер Е.М.Артамонов. На этом велосипеде в 1801 году он проехал от Вехотурья
( под Пермью) до Петербурга. В 1808 году в Париже появилися двухколесный велосипед без
рулевого управления: движение осуществлялось отталкиванием ногами от земли. Карл Дрез
фон Сауэрброн (Германия) в 1815 году снабдил этот велосипед рулевым управлением и в 1818
году зарегистрировал первый патент на велосипед. В 1850-е годы немецкий механик Ф.М.Фишер
приделал к переднему колесу шатуны и педали. Так сложилась модель велосипеда "boneshaker"
("костотряс") - тяжелая жесткая конструкция с равновеликими деревянными колесами, усиленными
железными обручами. Со временем деревянные колеса были заменены колесами с тонкими
металлическими ободами, проволочными спицами и сплошными резиновыми шинами. Для
повышения скорости движения был увеличен диаметр ведущего колеса. Появился велосипед новой
конструкции - "паук", у которого диаметр переднего (ведущего) колеса иногда достигал
180 сантиметров, а заднего - 30 сантиметров. Этот тип велосипеда просуществовал около
20 лет. В 1893 году в Англии был создан велосипед "safety" ("безопасный"), в общих чертах
сохранившийся до настоящего времени. В конце XIX века в конструкцию велосипеда ввели цепную
передачу, шарикоподшипники, пневматические шины, свободный ход и механизм переключения
передач. Тогда же началось промышленное производство велосипедов. С 1818 года по наше время
зарегистрировано более 30 тысяч патентов на велосипед и его комплектующие. Этот перечень
продолжает постоянно пополняться.