Является ли фортепиано "универсальным" инструментом?

Многие современные "академические" исполнители считают фортепиано универсальным инструментом, могущим заменить и клавикорд, и клавесин. Но если учитывать, что фортепиано по способу звукоизвлечения - "ударный" инструмент, а клавесин - "щипковый", то выходит, что это совсем разные инструменты (и если уж говорить о каком-то "наследовании", то фортепиано является наследником именно клавикорда, а не клавесина).

Бах написал ряд своих клавирных произведений в расчете на два мануала (две клавиатуры), которые есть у клавесина - например, Арию с вариациями из четвертой части "Клавирных упражнений", с XIX века более известную под названием "гольдберговские вариации". (О том, что это произведение предназначено для двух мануалов, явно сказано в полном авторском названии произведения.) Пианистам при исполнении "гольдберговских вариаций" приходится прибегать к невероятным хитросплетениям рук, к которым вынуждает игра на единственной клавиатуре фортепиано (более того, как один из авторов этой статьи услышал однажды от одного преподавателя фортепиано, эти ухищрения считаются важной частью мастерства пианиста при исполнении этого сочинения). На двухмануальном клавесине они совершенно не нужны, поскольку необходимости перекрещивания рук тогда не возникает в принципе, и, соответственно, исчезает огромный балласт для исполнителя. Конечно, на все это можно возразить, что при определенной "акробатической" сноровке никаких сложностей подобного рода не возникнет (хотя где же тут тогда большая техническая "совершенность" фортепиано для данного произведения?). Более сложная и важная проблема - как показать на фортепиано темброво-артикуляционное различие голосов, соответствующих разным мануалам? - все же при постоянном перекрещивании рук и общих нотах "в разных руках" добиться ее мучительно трудно, если вообще возможно.

Некоторые современные исполнители-пианисты любят говорить о том, что фортепиано - более богатый инструмент, чем клавесин, мотивируя это, например, тем, что на клавесине невозможна тонкая динамическая нюансировка, присущая фортепиано. Но является ли это действительно недостатком клавесина? Никому не приходит в голову объявить недостатком флейты невозможность исполнять на ней аккорды. И эта аналогия вполне уместна, поскольку у каждого инструмента есть своя, уникальная "область естественного": для фортепиано это, например, динамическая нюансировка, употребление педали, для клавесина - естественность артикуляционной динамики, возможность "террасообразной динамики" с помощью игры на разных мануалах и смены регистров, возможность естественного ведения голосов на разных мануалах с перекрещиванием рук.

Если кому-то показалось, что подобная проблематика возникает лишь в контексте рассмотрения клавесинных произведений эпохи барокко, то уместно вспомнить, что оригинальный титул "Лунной сонаты" Бетховена звучит так: "Соната-фантазия для чембало или фортепиано, сочиненная Луиджи ван Бетховеном и посвященная барышне графине Джульетте Гвиччиарди, соч. 27 № 2"...

Существует проблема выбора фортепиано и для музыки романтической эпохи. Выдающийся современный пианист и клавесинист Андреас Штайер в одном из интервью сказал: "Великолепные концертные "Стейнвеи", выпускающиеся сейчас, убивают трио Шуберта или квинтеты Шумана. Фабрики производят инструменты для того, чтобы сыграть концерт Равеля на футбольном стадионе, но не способные воспроизвести камерное звучание. Нужно заново воссоздавать фортепиано. Я не знаю ни одного пианиста, безразличного к этой проблеме".