Обычно курс судна определяют углом между плоскостью меридиана и диаметральной плоскостью судна, отсчитываемым в градусах от северной части меридиана по ходу часовой стрелки (от 0 до 360 градусов). Однако на парусных судах кроме обычного применяется определение курса относительно ветра по углу между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна. В зависимости от значения этого угла курс судна получает различные наименования: бейдевинд, галфвинд, бакштаг и фордевинд. Бейдевинд - курс судна, при котором угол между его диаметральной плоскостью и направлением ветра составляет 10 - 80 градусов правого или левого борта. Различают крутой бейдевинд (угол 10 - 45 градусов) и полный бейдевинд (угол 45 - 80 градусов). Галфвиндом называют курс, при котором диаметральная плоскость судна составляет с направлением ветра прямой или близкий к прямому угол. Про судно, идущее в галфвинде, говорят, что оно "идет в пол ветра". Бакштаг - курс, при котором угол между диаметральной плоскостью судна и линией ветра составляет 90 - 180 градусов правого или левого борта. Различают крутой бакштаг ( угол 90 - 135 градусов) и полный бакштаг ( угол 135 - 180 градусов). Фордевиндом называют курс судна, совпадающий с направлением ветра. Иногда фордевинд называют полным ветром, а про судно, идущее в фордевинде, говорят, что оно "идет полным ветром". Название курса парусного судна, при котором ветер дует ему прямо в нос, в морских словарях и энциклопедиях не упоминается, но этот пробел в морской терминологии заполнил капитан Христофор Бонифатьевич Врунгель (герой любимой многими детьми повести Андрея Некрасова), предложивший название "вмордувинд".