Мачта (нидерл. mast) — вертикально стоящая конструкция, обычно поддерживаемая растяжками.Мачта

На кораблях и судах поддерживает радиоантенны, световые приборы, посты наблюдения, на яхтах и парусниках — парусное вооружение.

Первоначально представляла собой цельный деревянный столб, укреплённый в гнезде палубы и поддерживаемый растяжками — поперечными вантами и продольными штагами, с увеличением числа парусов стала составной (см. стеньга), с переходом на тепловые двигатели обрела форму треногой, ажурной или пустотелой металлической башни. Нижняя часть мачты называется «шпор».

В связи с необходимостью прохода под мостами часто выполняется "заваливающейся".
Фок-мачта

Первая, считая от носа к корме, мачта на судне с двумя или более мачтами.
Грот-мачта

Обычно вторая мачта, считая от носа судна. На двух- или трехмачтовых судах наиболее высокая мачта вне зависимости от ее местоположения. На четырех- и более мачтовых судах — вторая, третья и т. д. мачты между первой (фок-мачтой) и кормовой (бизань-мачтой). Во избежание путаницы при работе различаются порядковыми номерами («первая грот-мачта», «вторая грот-мачта» и т. д.), считая от носа к корме. Например, российский учебный четырехмачтовый барк «Крузенштерн» имеет фок-мачту, первую грот-мачту, вторую грот-мачту и бизань-мачту. Грот-мачта может быть и единственной (суда с парусным вооружением «шлюп», «тендер» и др.)
Бизань-мачта

Бизань-мачта (нидерл. bezaansmast) — название кормовой мачты на трёх- и более мачтовом судне. На трёхмачтовых судах бизань всегда третья, на многомачтовых — последняя, а все мачты между бизань-мачтой и фок-мачтой называются грот-мачтами и различаются порядковым номером. Кормовая мачта на двухмачтовом судне также может называться бизань-мачтой, если носовая значительно её больше и находится в середине судна.

Приставка «крюйс» означает принадлежность элемента рангоута или такелажа к бизань-мачте, например, «крюйс-стеньга».