Минор (moll — мягкий; minor — маленький) в музыке — один из основных видов лада (наряду с мажором). Характерная особенность минора — третья ступень диатонической гаммы отстоит от первой на малую терцию. Минорный лад строится следующим образом: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. Лад с таким порядком называется натуральным минором. Кроме того, существуют гармонический минор и мелодический минор.Минор

При обозначении тональности слово «минор» (или moll) прибавляется к названию тоники, например «Ля минор» (A-moll), «соль-диез минор» (Gis-moll) и т. п. Необращённое минорное трезвучие включает малую терцию, образованную между основным тоном и третьей ступенью, и большую терцию, построенную от третьей ступени. Так, состав трезвучия До минор — до, ми-бемоль, соль (C-Es-G).

МажорМажор (лат. dur, durus — твердый, итал. maggiore, фр. majeur — большой) в современной западной музыке — один из основных видов лада (наряду с минором). Характерная особенность мажора — третья ступень диатонической гаммы, отстоящая от первой ступени на большую терцию (отсюда и название лада). Мажорный лад строится следующим образом: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Лад с таким порядком называется натуральным мажором. Кроме того, существуют гармонический мажор и мелодический мажор. Каждая ступень лада имеет самостоятельное название:

* I ступень — тоника (Т),
* II ступень — нисходящий вводный звук,
* III ступень — медианта (средняя),
* IV ступень — субдоминанта (S),
* V ступень — доминанта (D),
* VI ступень — субмедианта (нижняя медианта),
* VII ступень — восходящий вводный звук.

Это верно и для минора.

"Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные - побочными ступенями."

При обозначении тональности слово «мажор» прибавляется к названию тоники, например «До мажор» (С-dur), «фа-диез мажор» (Fis-dur) и т. п. Необращенное мажорное трезвучие включает большую терцию, образованную между основным тоном и третьей ступенью, и малую терцию, построенную от третьей ступени.

Обычно окраска звучания мажорных произведений субъективно воспринимается как светлая и «радостная», в противоположность окраске минора. Контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке.