Зарождение паркета в ЕвропеПаркет

Зарождением паркета мир обязан готической Европе, где в тот период (в конце 13 – начале 14 столетий) в домах вельможной знати полы стали выстилаться оригинально подобранными дощечками из различных пород деревьев, которые формировали невообразимо красивые на то время напольные покрытия в форме рисунков и орнаментов. Полы в жилых помещениях покрывались более скромно – досками, которые не вызывали у обитателей ничего кроме однообразной скуки и монотонности, поскольку были сработаны грубо и однотипно, пускай даже покрытые лаком или краской и отменно выстроганные. Тогда-то и возникла мысль о расчленении обычной массивной половой доски на отдельные дощечки строгой геометрической формы, которые, уложенные особым образом, намного разнообразили серый быт горожан. Так возник штучный паркет. В Средневековье паркет становится уже обязательной частью интерьера замков, дворцовых зал и жилья великосветской знати. Так в европейских государствах паркет достиг своей высокохудожественности.

Паркет в России в 16 столетии

Можно с полной уверенностью сказать, что первыми паркетными полами в России были полы из художественного паркета, щитового паркета, штучного паркета («дубовые кирпичи») и массивной паркетной доски. История паркета в России начитается приблизительно с 16 столетия – когда помимо настилаемых дощатых полов, состоящих из больших массивных досок во всю длину помещения, начали изготавливаться напольные покрытия из так называемых «дубовых кирпичей», вырезаемых из досок дуба. Подобные полы получили название «косящатых», поскольку укладывались именно знаменитым рисунком «елочкой». Их выкладывали на грубо сработанное основание из мягких пород древесины – преимущественно сосны.

На Руси в те времена была широко популярна резьба по дереву, которая дала толчок для зарождения и развития художественного паркета на российских землях. Сначала он изготавливался русскими мастерами-паркетоукладчиками на щитовой основе (щитовой паркет). Самым востребованным размером являлись щиты величиной два на два аршина, что в пересчете на современные единицы длины равно 1,42*1,42 метра. Намного реже, но встречался щитовой паркет, уложенный на щиты величиной 1,5 на 1,5 аршина (1,07*1,07 метра соответственно) и 5 на 3 аршина (3,55*2,13 метра в пересчете на современные единицы измерения пространства). Художественный паркет выполняли обычно 2 способами – интарсией, которая предполагала инкрустацию, и маркетри, которая состояла в наборных работах. Изготовлялся деревянный настил и методом расколотых по всей длине бревен. Подчас они настилались прямо на глинобитные полы (особенно в южных регионах), но также крепилась к балкам и гвоздями из дерева.

Паркет в России в 17 столетии

В 17 столетии на Руси паркет настилали на известковое основание, замазывая швы между паркетинами известью, замешанной на смоле. По краям стен выкладывали дубовые бордюры. Подобного рода паркет укладывали и немного ранее – примером могут послужить полы в Дмитровском соборе, что во Владимире, храма Василия Блаженного, Донского монастыря в г. Москва. Тогда была особо популярна резьба по древу: мастера выполняли настолько тонко свою работу, что ее нельзя было отличить от настоящей чеканки, особенно в сочетании с оригинальной позолотой. Это умение и послужило основой для дальнейшего развития художественного паркета. Но нельзя сказать с полной точностью, что резьба по древу была присуща только этому историческому периоду – она начала свое развитие и становление еще в 15-16 столетия, достигнув именно к этому времени необычайно высокого уровня искусства. 17 столетие стало достойным продолжением паркетного дела на Руси – совершенствуясь, развиваясь и пополняясь новыми методиками и знаниями. Более всего пользовались популярностью «дубовые кирпичи» (клепки из дубовой древесины), которые и составляли дворцовые полы.

Паркет в России в 18 столетии

К завершению 18 столетия художественный паркет стал особо ценным и высокохудожественным. Толчок к развитию паркетного ремесла вообще и художественного паркета в частности на Руси был дан в период возведения Санкт-Петербургских дворцов. В ту пору появились новые методы укладки, которые стремительно совершенствовались и развивались. Те времена стали периодом Золотого века художественного паркета в России. На тот срок русские паркетчики начали осваивать новые сорта древесины для паркета, перейдя с груши, самшита, ясеня, бука, дуба и чинары на привозные, экзотические виды деревьев. Из русских деревьев для паркета годилась древесина березы, сосны и дуба. Произведенные из них паркетные полы отличались стойкостью к износу и истиранию поверхности. Примером может послужить паркет Муранова, Архангельского и Останкина, полы в Кускове (в музее-усадьбе) и в Останкинском дворце-музее. В целом мастера-паркетоукладчики использовали в работе свыше 50 пород древесины, среди которых значились:

* береза,
* лиственница,
* орех,
* клен,
* вяз,
* бук,
* граб,
* дуб,
* ясень,
* яблоня,
* груша,
* ольха,
* можжевельник,
* карагач,
* кизил,
* якаранд,
* чефраз,
* жикитиб (шелковица),
* цебра,
* эбеновое дерево,
* палисандр,
* амарант,
* сандаловое дерево,
* лимонное дерево,
* табачное дерево,
* сатиновое дерево,
* оливковое дерево,
* железное дерево,
* фернебуковое дерево,
* пальмгоут,
* тисc,
* чинара,
* кипарис,
* красный магон,
* туя,
* самшит,
* пальма,
* литьтерн,
* разные виды бразильского сахардана.

Петр Великий, закрыв Оружейную палату в г. Москва (в 1711 году, мастерские при ней, которые занимались художественной резьбой по дереву) перевел всех умельцев на работы в С.-Петербург – для изготовления полов в строящиеся дворцовые комплексы. Умельцы научились настилать на полы «ковры из дерева», гармонировавшие по своей композиционной наполненности с потолочной росписью. Техника укладки паркета состояла преимущественно в изготовлении и наборе щитов, выкладываемых на решетку из прочных и хорошо высушенных брусьев. Этот исторический метод и стал впоследствии популярной современной технологией производства и настилания паркета.

Паркет в России в 19-20 столетиях

Изготовление паркета на протяжении всего 19 столетия проводилось исключительно вручную. На ту пору отличились охтенские мастера по укладке паркета. Именно их в 19 столетии приглашали на работы в дома великосветской знати того времени и в Петербургские дворцы (тогда еще велись активные работы по отделке дворцов). К примеру, в 1823-ом году Росси, архитектор, поручил настилку паркета в Михайловском дворце Степану Тарасову, выходцу из Охты, и его товарищам. В дальнейшие годы 19 столетия Стасов, также архитектор, использовал для работ в Зимнем и Екатерининском дворцах охтенских умельцев – Степана Тарасова, Федора Андреева, Дмитрия Никитина, Сафрона Тимофеева, Ивана Изотова и других мастеров.

Паркетные промышленные предприятия начли возникать в начале 20 столетия. Тогда, в первые годы, стали запускать свои цеха специализированные фабрики, которые перешли на массовый выпуск паркета из самых разнообразных пород древесины. Паркеты 19 и начала 20 столетия стали примером русской классики. С того времени начались эксперименты в паркетном деле – и в его производстве, и в укладке (в стилях, форме, древесине, методах работы). Осуществлялся постепенный переход и на другие виды деревянных напольных покрытий.