Настоящее имя:
Полное имя - Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефей (Pierre Richard Maurice Charles Leopold Defay).Пьер Ришар

Родился 16 августа 1934 года в Валансьене, в респектабельной семье крупного текстильного промышленника.

Легкомысленный папаша Пьера, гуляка и игрок, вскоре после рождения сына, промотав состояние на скачках,
оставил жену и малыша на попечение своего отца - потомка одного из феодальных родов севера Франции.
Детство Пьера прошло в пансионе. Именно здесь он начинает "овладевать профессией, чтобы спасти свою
шкуру", - шутливо замечает сам Пьер Ришар. В течении восьми лет, каждую неделю Пьера привозили в пансион
на лимузине. Чтобы как-то сгладить отчуждение сверстников - сыновей крестьян и шахтеров Пьеру приходится
смешить их и кривляться.

Едва достигнув совершеннолетия, Пьер горит желанием поступать на драматические курсы, вызывая тем самым
яростное сопротивление родителей, которые хотят видеть родное дитя на поприще продолжителя семейного
бизнеса. Конфликт заходит довольно далеко и заканчивается разрывом юноши с семьей. Возмущенный дед
отказывает сыну в поддержке, что не помешает тому покинуть свой родной северный городок и отправится в
поисках аристократического счастья в Париж. На первых порах фортуна к нему явно благосклонна. Тогда он и
сменил фамилию Дефей на Ришар.

Пьер поступает на знаменитые драматические курсы Шарля Дюллена, а затем проходит стажировку у самого
Жана Вилара. Казалось бы, подарок судьбы, но вот беда: работать приходится, в основном, "на выходах", а
у дебютанта явно не хватает терпения жить в ожидании "настоящей роли", к тому же его всерьез увлекает
эстрада.

Вместе со своим другом, Виктором Лану, Ришар сочиняет короткие юмористические скетчи и в течение
нескольких лет выступает с ними на подмостках кафе-театрах, рядовых кабаре и престижных мюзик-холлов.
Кстати, с Виктором Лану Пьер Ришар снялся в фильме "Побег", (1978) Сам Ришар так характеризует это время:
"Мы играли все оттенки комедии - фарсы и "сюры", переходя от конкретики к абсурду. Каждый имел свою
маску. Нам хлопали. Прекрасное было время!"

Уже тогда Ришар создает себе маску рассеянного и застенчивого, немного простодушного, но в то же время
житейски смышленого парня. У него вечно всклокоченная голова, чересчур длинные руки и ноги и вконец
неудачная семейная жизнь. Именно такой образ и входит в кинематограф.

Первую свою кинороль Ришар получает в тридцать три года. Это фильм Ива Робера (Yves Robert) "Блаженный
Александр" - "Alexandre le bienheureux". И уже через два года, с предложения Робера, Пьер Ришар сам
снимает фильм "Рассеянный" - "Le Distrait", идею которого вынашивал несколько лет. У Робера Ришар снялся
в известных комедиях о приключениях "высокого блондина". Сценаристом этих фильмов был Франсис Вебер.

Вместе они и уточняли образ, который впоследствии принесет Ришару широкую известность. Хотя Ив Робер
постоянно наставлял актера: "Ты играешь не образ, а персонаж". Однако талант Ришара оказался гораздо
шире и многограннее. Он доказал это в фильме "Укол зонтиком" (1980), где в полной мере проявил свой
блистательный трагикомический талант. Ощущая свою разноплановость, Ришар сам стал заказывать для себя
сценарии и даже пробует выступить как режиссер.

Свой первый фильм "Рассеянный" Ришар поставил в 1970 году. Для реализации новых замыслов он создает
небольшую кинокомпанию "Фильм фредолин". Именно на ее основе друг Ришара режиссер Ф.Вебер в 1976 году
поставил фильм "Игрушка" , который стал рекордсменом проката. Немного наивный и отчасти печальный конец картины был непривычен и в то же время закономерен. Он помог показать героя Ришара в самых разных ситуациях и положениях. Возможно, эта работа предопределила и успех его новой роли в картине "1001 рецепт влюбленного повара" , снятой в 1996 году режиссером Н.Джорджадзе. Здесь Ришар снова проявил себя как разносторонний и разноплановый актер. Ведь еще раньше он и сам поставил для себя задачу выйти из "образа, к которому привыкли зрители и который не отпускает меня всю жизнь". Особые отношения связывают Ришара с Ж.Депардье. И дело не только в том, что оба являются виноделами. Они прекрасно дополняют друг друга, причем не только в комических, но и в драматических коллизиях, о чем свидетельствуют такие их совместные фильмы, как "Невезучие" (1981), "Папаши" (1984), "Беглецы". Сам Ришар иронично замечает, что "мы могли бы стать "мифической парой".
Ришар одновременно болезненно застенчив и самолюбив. Он даже отчасти тщеславен и может расстроиться, не обнаружив свое имя в списке тридцати лучших актеров Франции. Однажды именно так и произошло, хотя в этот список имя Ришара не попало только из-за чьей-то ошибки. Тогда он очень расстроился, хотя сам понимал, что произошло недоразумение: ведь он снялся более чем в тридцати фильмах и большинство из них были названы лучшими.
Свою известность Ришар переживает весьма своеобразно. Иногда он даже не знает, как вести себя в той или иной ситуации, о чем рассказал в одном из интервью и признался, как партнерша по кино учила его манерам кинозвезды. Вместе с тем его отличает деловая хватка: достаточно сказать, что Ришар сам ведет дела своей компании.
В последние годы после двадцатилетнего перерыва Ришар вернулся в театр и сыграл в двух небольших пьесах комедиографа Жоржа Фейдо.
В личной жизни он несколько эксцентричен, проповедуя идеологию "одинокого волка". После развода Ришар не женился, хотя у него сейчас есть подруга, мулатка (по другим сведениям, марокканка) Айше. К своим повзрослевшим сыновьям, которые теперь играют в джазе, он относится, по его собственным словам, гораздо деликатнее, чем раньше, и старается помочь им, чем может.
Среди других его увлечений - баржа, стоящая у причала Сены в центре Парижа, гоночный автомобиль и мотоцикл. Кроме того, чтобы не терять форму, Ришар ежедневно бегает по утрам. Что же касается прежнего увлечения - вина, то он старается теперь не злоупотреблять им, хотя ему удалось вполне достойно выдержать традиционное грузинское гостеприимство. Ришар также любит путешествовать, объездил множество стран, и ему нравится, что его везде узнают. Правда, иногда бывает досадно, когда личность актера заслоняют сыгранные им роли. Сам себя Ришар называет рассеянным философом, который стремится наслаждаться жизнью и не вмешиваться в политику
В киноискусстве XX века было немало блестящих комиков, в той же Франции - Луи де Финес, Бурвиль и Фернандель. Однако Ришар считает, что на него прежде всего повлиял не менее знаменитый итальянский актер-комик Тото. Критики же часто сравнивали Ришара с Чарли Чаплином, также создавшим образ невезучего человека. Сравнение с таким выдающимся мастером может сделать честь любому актеру. Однако комиком Ришар стал, можно сказать, вынужденно: в свое время ему сказали, что он недостаточно красив для трагедий. Вот актер и играл почти двадцать лет в комедиях. А потом стал наверстывать упущенное, снимаясь в основном в драмах. Трагическое и смешное сопровождали Ришара с самого детства. Один из его дедов был аристократом, а другой - браконьером. Родители же развелись, и мальчик всю жизнь ощущал некую раздвоенность. Правда, от былых времен он сохранил не только воспоминания: он является владельцем поместья, где производится красное вино, "Шато Бель-Эвек", более 60000 бутылок в год.