Рикша

рикша сильно искажённое дзинрикися — японский, где первый иероглиф означает «человек», второй — «сила», третий — «повозка». рикша вид транспорта, наиболее распространённый в Восточной и Южной Азии. рикша повозка (чаще всего двухколёсная), которую тянет за собой, взявшись за оглобли, человек (также называющийся рикша). Повозка рикша, как правило, рассчитана на одного или двух человек.Познавательное рикша

рикша история

Известно, что повозки, полностью аналогичные рикшам, были в ходу в Париже в XVII—XVIII веках (встреча двух таких повозок изображена на комической картине художника Клода Жилло в 1707 году). Однако затем такие повозки рикши из употребления вышли. В Японии, откуда рикша распространилась в другие азиатские страны, появление рикш относится к рубежу 1860-70-х гг. Рикша изобретена по приписке некоторых американским миссионером по имени то ли Джонатан Гобл, то ли Джонатан Скоби, который придумал такую коляску для своей больной жены.

По другой версии, рикша ее идея принадлежит трём японцам — Ёсуке Идзуми, Токудзиро Судзуки и Косуке Такаяма; во всяком случае, именно они в 1870 г. получили в Токио официальное разрешение на изготовление и продажу таких повозок как рикша. В целом появление в Японии рикш связывают с западным влиянием, многократно усилившимся после Революции Мэйдзи 1868 г.: темп жизни в городах значительно возрос, потребность в быстром перемещении людей усилилась, и использовавшихся прежде паланкинов стало недостаточно (они передвигались медленней и требовали минимум двух носильщиков), а содержание лошадей было явно дороже. Считается, что к 1872 г. в Токио было уже около 40 000 рикш и это был основной вид общественного транспорта в Японии. В 1896 г. в Японии насчитывалось 210 000 рикш. Однако затем, с появлением автомобиля, число рикш стало сокращаться: так, по данным 1938 г., рикш в Японии было около 13 000. Сразу после Второй мировой войны, в условиях разрухи, рикша вернулась на улицы японских городов, но ненадолго. В настоящее время в Японии рикша (и велорикша) являются элементом туристической индустрии.

Уже в 1870-е гг. рикша стала появляться в других странах. В Гонконге первые рикши появились в 1874 г., в 1920-е гг. их было около 3 000, однако после Второй мировой войны их количество резко уменьшилось. В 2002 г. в Сянгане насчитывалось всего четверо рикш. рикша широко распространились и в континентальном Китае. В Индии (вместе с нынешними Пакистаном и Бангладеш) рикша появилась около 1880 г. (уже в 1885 г. это отражается в рассказе Редьярда Киплинга «Рикша-призрак») и особенную популярность приобрели в Калькутте.

В послевоенные годы там, где рикша не начала исчезать по экономическим и технологическим причинам, то есть в странах с медленным экономическим ростом, их стали запрещать как зримую примету экономической слабости и низкого благосостояния. В Китае рикша была запрещена еще в 1949 г. В штате Западная Бенгалия (к которому принадлежит Калькутта) c 1945 г. прекратилась выдача разрешений на труд рикши, с 1972 г. рикша была запрещена на главных улицах Калькутты, в 1982 г. городские власти конфисковали около 12 000 повозок рикша и уничтожили их. Несмотря на это, по данным 1992 г., в Калькутте работало около 30 000 рикш. В 2005 г. правительство Западной Бенгалии объявило о намерении полностью запретить рикши, что привело к уличным протестам и забастовкам.

Рикша распространена также в Южно-Африканской республике.