Системный администратор (англ. system administrator) — сотрудник, должностные обязанности которого подразумевают обеспечение штатной работы парка компьютерной техники, сети и программного обеспечения в организации. Другие названия: сисадми?н (англ. sysadmin), нередко просто админ.

Системные администраторы — сотрудники, в обязанности которых входит не только слежение за сетевой безопасностью организации, но и создание оптимальной работоспособности компьютеров и программного обеспечения для пользователей, часто связанных между собой общей работой на определенный результат.

Нередко функции системного администратора перекладывают на компании, занимающиеся IT-аутсорсингом. Обычно такие компании предоставляют более низкую, чем содержание штатного сотрудника, стоимость обслуживания, и осуществляют работу на основе абонементных договоров.

Ввиду быстрого роста Интернета и развития сетевых технологий, системному администратору-одиночке становится всё сложнее противостоять всем проблемам, поэтому давно появились специализированные форумы и печатные издания, направленные на расширение кругозора начинающих системных администраторов и оказание помощи в решении различных проблем.

Примерно до 2000 года, системными администраторами были, в основном, самоучки — сотрудники компании, разбирающиеся в электронной технике, либо проявляющие интерес к данному роду занятий. На данный момент системному администрированию обучают различные учебные заведения и в зависимости от специализации организации при приёме на работу могут потребовать подтверждающий сертификат об окончании тех или иных курсов.

В круг типовых задач системного администратора обычно входит:

* подготовка и сохранение резервных копий данных, их периодическая проверка и уничтожение;
* установка и конфигурирование необходимых обновлений для операционной системы и используемых программ;
* установка и конфигурирование нового аппаратного и программного обеспечения;
* создание и поддержание в актуальном состоянии пользовательских учётных записей;
* ответственность за информационную безопасность в компании;
* устранение неполадок в системе.

В организациях с большим штатом сотрудников вышеупомянутые обязанности могут делиться между несколькими системными администраторами, например, могут быть отдельные администраторы безопасности, пользователей и резервного копирования.

Также в организациях с большим штатом сотрудников вышеупомянутые обязанности могут наследоваться одним специалистом, занимающимся как консультированием пользователей, так и ремонтом аппаратной части персональных компьютеров и периферийных устройств:

* инженером технической поддержки;
* инженером—электроником технической поддержки;

Существуют также маловостребованные виды специалистов, таких как «эникейщики». В их обязанности, как правило, входит поддержка программного обеспечения на уровне опытного пользователя.

«Эникейщик» (от англ. any key — «любая клавиша») — очень востребованный «специалист» во времена появления и распространения персональных компьютеров в нашей стране, поскольку большинство пользователей обладало весьма слабыми познаниями в области английского языка, при виде надписи «press any key to continue…» приходило в замешательство и пыталось отыскать клавишу «any key», в таких ситуациях и приходил на помощь пользователю наш «специалист». Надпись «press any key to continue…» выводилась на экран в тех же случаях как и сегодня надпись «далее» («next»).

Системных администраторов можно разделить на несколько категорий:

* Администратор веб-сервера — занимается установкой, настройкой и обслуживанием программного обеспечения веб-серверов. Как правило, работает в хостинговой компании.

Необходимы знания Unix-систем (главным образом Linux и FreeBSD), умение конфигурировать веб-сервер Apache и почтовые сервера (qmail, Sendmail, Exim, Postfix), которые установлены на более чем 90 % web-серверов во всем мире; дополнительно веб-сервер IIS и ОС Windows Server. Обязательно глубокое понимание модели OSI, стека протоколов TCP/IP.

* Администратор базы данных — специализируется на обслуживании и проектировании баз данных.

Нужны глубокие знания СУБД (как минимум одной из MySQL, PostgreSQL, MS SQL, Oracle, Informix), операционной системы, на которой работает база данных (Windows Server, или *nix (главным образом Linux/FreeBSD), или Solaris), знание особенностей реализации баз данных, а также знание информационно-логического языка SQL.

* Администратор сети — занимается разработкой и обслуживанием сетей.

Обладает глубочайшими познаниями в области сетевых протоколов (стек TCP/IP, IPX) и их реализации, маршрутизации, реализации VPN, системах биллинга, активного сетевого оборудования (как правило, Cisco), физическом построении сетей (Ethernet, Token Ring, FDDI, 802.11).

* Системный инженер (или системный архитектор) — занимается построением корпоративной информационной инфраструктуры на уровне приложений. Работает, как правило, в аутсорсинговой компании либо крупной компании, корпорации.

Отлично знает распространённые ОС (Windows Server, Windows 2000, Windows XP, Windows NT, GNU/Linux, FreeBSD, Mac OS); службы каталогов Active Directory, Lotus Domino, LDAP; распространённые СУБД, почтовые, groupware, веб-серверы, CRM, ERP, CMS, документооборота системы — связью которых в контексте бизнес-процессов и занимается.

* Администратор безопасности сети — занимается, соответственно, проблемами информационной безопасности. Работает, как правило, в аутсорсинговой компании либо крупной компании, корпорации.

Особенно хорошо разбирается в протоколах шифрования и аутентификации и их практическом применении (VPN, RADIUS, SSL, IPsec, RAS), планировании PKI, системах контроля доступа (брандмауэры, прокси-сервера, смарт-карты, CheckPoint, SecurID), инцидентном анализе, резервном копировании. Занимается документированием политик безопасности, регламентов и положений об информационных ресурсах.

* Системный администратор малой компании (от 5 до 50 рабочих мест) — занимается поддержанием работоспособности небольшой сети.

Не имеют помощников и выполняют все обязанности, связанные с компьютерами и коммуникациями, в том числе — техническую поддержку пользователей. Желательно знание ОС от Microsoft, офисных и бухгалтерских программ типа Microsoft Office и 1С, умение прокладывать локальную сеть.

День системного администратора — придумал сисадмин из Чикаго Тед Кекатос (англ. Ted Kekatos) в 1999 году. С 2000 года день системного администратора начали отмечать ежегодно и повсеместно в последнюю пятницу июля.

* 28-30 июля 2006 года состоялся первый Всероссийский слёт сисадминов (собралось 400 сисадминов из 30 городов).
* 27-29 июля 2007 года состоялся второй Всероссийский слёт сисадминов. На нём собралось около 1500 сисадминов со всей России и ближнего зарубежья.
* 25-27 июля 2008 года состоялся третий Всероссийский слёт сисадминов. Слёт посетило около 2400 человек со всех уголков России: в нём приняли участие системные администраторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Екатеринбурга, Новосибирска, Хабаровска и многих других городов, а также гости из Белоруссии, Украины и Казахстана.

* В силу особенностей профессии, о «сисадминах» существует множество анекдотов и юмористических текстов, в которых обыгрываются сложные взаимоотношения системного администратора с пользователями сети, их режим работы. Очень часто о «сисадминах» упоминается на известных цитатниках рунета bash.org.ru, ibash.org.ru, ithappens.ru.
* В Великобритании был снят комедийный сериал о технических специалистах ИТ-сферы — «Компьютерщики».