«Союз» — наименование серии советских и российских многоместных космических кораблей для полетов по околоземной орбите.Союз (космический корабль)

Ракетно-космический комплекс «Союз» начал проектироваться в 1962 году в ОКБ-1 как корабль для облёта Луны. В космос должна была отправиться связка из космического корабля и разгонных блоков (изделия 7К, 9К и 11К). Впоследствии этот проект был закрыт в пользу облёта Луны на корабле, выводимым «Протоном» (УР500К-Л1), а на базе 7К начали делать 7К-ОК — многоцелевой трехместный орбитальный корабль (ОК), предназначенный для отработки операций маневрирования и стыковки на околоземной орбите, для проведения различных экспериментов, в том числе по переходу космонавтов из корабля в корабль через открытый космос.

Испытания 7К-ОК начались в 1966 году. Первые 3 беспилотных пуска: (7К-ОК № 2, известный, как «Космос-133», 7К-ОК № 1, старт которого был отложен, но привёл к срабатыванию САС и взрыву ракеты в стартовом сооружении, (7К-ОК № 3 «Космос-140»)) оказались неудачными и выявили серьёзные ошибки в конструкции корабля. 4-й пуск с В. Комаровым («Союз-1») оказался трагическим — космонавт погиб. Тем не менее корабли довели и уже в 1968 состоялась первая автоматическая стыковка 2-х «Союзов», затем — пилотируемая, а потом групповой полёт трёх кораблей сразу и долговременный полёт.
«Союз-19»

В 1969 году началась работа над созданием долговременной орбитальной станции. Для доставки экипажа был в кратчайшие сроки сделан корабль 7КТ-ОК (Т — транспортный). Он отличался стыковочным узлом с внутренним люком-лазом. Время автономного полёта корабля составляло до 3 суток, а в составе орбитальной станции — до 60 суток. Четвертый полёт корабля этого типа («Союз-11») окончился трагедией — из-за разгерметизации на участке спуска погибли Г. Добровольский, В. Волков и В. Пацаев, они были без скафандров. Поэтому корабль был переделан (внесены изменения в компоновку СА для размещения космонавтов в скафандрах). Из-за возросшей массы систем жизнеобеспечения новый вариант корабля 7К-Т стал двухместным, лишился солнечных батарей. Этот корабль стал «рабочей лошадкой» советской космонавтики 1970-х: 29 экспедиций на станции «Салют» и «Алмаз». Его версия 7К-ТМ (М — модифицированный) использовалась в совместной полёте с американским «Аполлоном» по программе ЭПАС. Отдавая дань точности описания программы «Союз», следует уточнить, что четыре корабля «Союз», официально стартовавшие после аварии («Союз-11») имели в своей конструкции солнечные батареи различных типов, однако это были другие версии корабля «Союз» (7К-ТМ, 7К-Т-АФ, 7К-Т-МФ6), соответственно: («Союз-16»)/(«Союз-19»), («Союз-13»), («Союз-22»). В конце 1960-х началось проектирование корабля 7К-С для нужд Министерства обороны СССР. Он отличался значительно усовершенствоваными системами (цифровая ЭВМ, новая система управления, объединённая двигательная установка). Потом от военного использования отказались в пользу более перспективной серии кораблей ТКС («Транспортный корабль снабжения») и модификация 7К-СТ, «Союз-Т» (Т — транспортный) летала на станции Салют-6 и Салют-7. За счет усовершенствования спускаемого аппарата удалось снова увеличить экипаж до трех человек — на этот раз в скафандрах. Кроме того, в этой модификации снова были добавлены солнечные батареи.

Дальнейшая эволюция систем корабля привела к модификации «Союз ТМ»: новая двигательная установка, улучшенная парашютная система, система сближения и т. д. Первый полёт был совершён в 1986 году к станции «Мир», а последний в 2002 к МКС.

С тех пор и по настоящее время эксплуатируется «Союз ТМА» (А — антропометрический). Корабль был доработан применительно к полётам на МКС, в нём могут работать космонавты, которые не поместились бы в «Союз ТМ» по росту. Для изыскания резервов пульт космонавтов заменён на новый, с современной элементной базой, улучшена парашютная система, уменьшена теплозащита. В дальнейшем на корабле нового типа («Союз-ТМА М») планируется заменить БЦВМ (она будет легче на 68 кг.) и некоторые бортовые системы комплекса управления, в целях улучшения интеграции с бортовой системой управления МКС, а также, расширения возможностей корабля в автономном полёте. Первый полет корабля данного типа с экипажом на борту — состоялся в 2009 году, следующий полет планируется на 2010 год.

Разработчиком и изготовителем кораблей семейства «Союз» с 1960—х и по настоящее время является Ракетно-Космическая Корпорация «Энергия». Производство кораблей осуществляется на головном предприятии корпорации в подмосковном городе Королёв, а испытания и подготовка кораблей к запуску — в монтажно-испытательном корпусе (МИК) предприятия на 254-й площадке космодрома Байконур.