Стоп-кран (кран экстренного торможения) — компонент системы тормозного оборудования железнодорожного вагона, предназначенный для приведения тормоза в действие в случае крайней необходимости с целью экстренного торможения поезда. Устанавливается в доступных для обслуживающего персонала и пассажиров местах: тамбурах, в пассажирском помещении вагона поездов дальнего следования и пригородных поездов. Может быть активирован любым пассажиром.

Для предотвращения нажатия на стоп-кран без уважительной причины законодательством многих стран предусмотрены денежные штрафы, а сами стоп-краны, как правило, пломбируются.

При открытии стоп-крана, производится выпуск воздуха с тормозной магистрали поезда. При этом приводятся в действие тормоза состава. Машинист не может дистанционно закрыть кран или отключить стоп-кран во избежания повторного срабатывания. Поэтому при срабатывании стоп-крана, машинист отправляет помощника закрыть его. Помощник машиниста обязан пройти по составу и закрыть открытый стоп-кран, а также выяснить причину срабатывания. Только после его закрытия тормозная магистраль может быть заряжена вновь, и тормоза будут отпушены. Иногда стоп-краны перекрыты разобщительным краном под вагоном, и в этих случаях работает только стоп-кран в купе проводника. Есть вагоны в которых ручка стоп-крана прибита к стенке гвоздем или прикручена шурупом.

Правилами проезда на железных дорогах России, запрещено пассажиру срывать стоп-кран без определенной причины.

Существует давняя шутка «Какого цвета стоп-кран в самолёте?». Как это не парадоксально звучит, но на многих испытательных образцах самолётов действительно установлены стоп-краны, которые служат для аварийного прекращения подачи топлива в двигатели. Окрашены такие стоп-краны в красный цвет.Стоп-кран