Гребное судно — судно, оснащённое вёслами и приводимое в движение мускульной силой.

Парусное судно — судно, которое использует парус и силу ветра для движения. Первые парусные и парусно-гребные суда появились несколько тысяч лет назад в эпоху древнейших цивилизаций. Парусные суда способны развивать скорость, превышающую скорость ветра, и двигаться против ветра.

Пароход — судно, приводимое в движение паровой машиной или паровой турбиной (последние также называют турбоходами).

Теплоход — самоходное судно, основным двигателем которого является двигатель внутреннего сгорания, чаще всего — дизельный.

Турбоход — судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.

Первый турбоход был спущен на воду в 1896 году и назывался «Турбиния». Применение паровых турбин значительно повысило эффективность использования пара в сравнении с применявшимися до этого паровыми двигателями. В конце XIX века паровые турбины стали устанавливать на строящиеся военные суда. Существует мнение, что наиболее широко паротурбинные энергетические установки стали применяться на военных судах после Цусимского сражения, когда превосходящий по численности русский паровой флот был разгромлен современными крейсерами японцев. В начале XX века паровые турбины стали применяться и на пассажирских лайнерах, таких как «Лузитания», «Мавритания» и др. Последними крупными военными кораблями с классическими паровыми турбинами стали американские линкоры типа «Айова», принятые на вооружение в 1943 году. 21 января 1954 года спущена на воду первая подводная лодка «Наутилус» с ядерной паро-производящей установкой. До этого в качестве топлива использовались в основном нефтепродукты.

Газотурбоход — тип судна, имеющего силовую установку на основе газотурбинного двигателя (ГТД). Применение двигателя такого типа позволяет резко повысить мощность силовой установки при меньшей массе ее и топлива, но за счет больших эксплуатационных расходов.

В качестве движителя газотурбохода может выступать сама газовая турбина за счет реактивной тяги, так и гребной винт, приводимый от вала газовой турбины.

В отечественной истории среди пассажирских судов такого типа известны речной газотурбоход 1960-1970-х годов «Буревестник» с реактивным ГТД и современный морской газотурбоход «Циклон» с турбовинтовым ГТД, являющиеся судами на подводных крыльях (СПК).

Среди грузовых судов этого типа наиболее известны сухогруз «Парижская Коммуна» и лесовоз «Павлин Виноградов» с турбовинтовыми ГТД.

Электрохо?д — судно, движитель которого приводится в действие электрическим двигателем. Источники электроэнергии для тягового судового двигателя могут быть разными, например:

* Бортовой двигатель внутреннего сгорания. Такие суда называют дизель-электроходами, иногда их считают типом теплохода
* Бортовая турбина. Такие суда называют турбоэлектроходами.
* Атомная силовая установка. Такие суда называют атомоходами.
* Внешний источник. Например, во Франции, на одном из участков канала Сен-Кантен, использовались туеры-электроходы, получавшие энергию от двухпроводной контактной сети наподобие троллейбусной.
* Аккумуляторы. В связи с малой ёмкостью аккумуляторов, такие суда используются практически только в развлекательных целях.
* Солнечные батареи. Такие суда чаще всего невелики, и пока они в основном не вышли из экспериментальной стадии. По состоянию на 2007 год, самое крупное коммерческое судно на солнечных батареях — 150-местный катамаран MobiCat.

Основные преимущества электрического привода — возможность быстро и плавно менять скорость и направление вращения движителя (что улучшает манёвренность), низкий уровень шума и вибрации (что важно для пассажирских судов). Кроме того на дизель-электроходах дизельный двигатель работает в лучших условиях (постоянные обороты), чем на теплоходе, что снижает расход топлива и увеличивает время жизни двигателя.

К недостаткам электроходов относят относительную сложность силовой установки.

Атомоход (атомное судно) — общее название судов с ядерной энергетической установкой. Различают атомоходы гражданские (атомные ледоколы, транспортные суда) и военные (авианосцы, подводные лодки, крейсеры, фрегаты). Первый в мире гражданский атомоход — ледокол «Ленин» (1959).