Троллейбус — безрельсовое транспортное средство (обычно пассажирское) с электрическим приводом, получающее электрический ток от внешнего источника питания с помощью троллея.Троллейбус

Троллейбус получает электрический ток от двухпроводной контактной сети (подвесные (троллейные) провода) через токосъёмники штангового типа. Имеет аккумуляторные батареи, питающие системы управления и освещения, щелочного типа. Для движения использует постоянный ток от подстанции с выпрямителем напряжением 550 вольт. Последние разработки начинают конструироваться с использованием двигателей переменного тока как более экономичные.

Используется преимущественно в городах, однако существуют также и междугородние троллейбусы.

Слово троллейбус состоит из частей trolley и bus. Bus — сокращение от лат. Omnibus. Словом Omnibus в XIX веке называли многоместные экипажи. Что касается слова trolley, оно, предположительно произошло от слова «троллинг» — рыбная ловля с движущейся лодки, ловля на «дорожку». Прототип троллейбуса — «electromote» Сименса получал питание от контактной тележки, катящейся по контактному проводу. Тележка соединялась гибким проводом с верхушкой небольшой мачты на electromote. Со стороны это напоминало удилище и леску, за что electromote получил прозвище «троллейбус». Когда Шарль Ван Депуле запатентовал другой, более совершенный способ снятия напряжения, назвав его «троллейбусный ролик», за новым транспортным средством окончательно закрепилось название троллейбус, а за контактной сетью — «троллей»

По другой версии слово «trolley» произошло от слова «to roll» — катиться, опять же из-за того, что в electromote по проводам катилась тележка, а позже — катился просто ролик на конце штанги.

Идея троллейбуса впервые высказана доктором Вильямом Сименсом (William Siemens) в журнале Society of Arts vol.XXIX в 1880 году. Вильям Сименс жил в Англии и владел тремя заводами. Статья опередила эксперименты Вернера фон Сименса, но, вероятно, братья работали вместе.

Первый троллейбус создан в 1882 в Германии (автор — инженер Вернер фон Сименс, он назвал своё изобретение Electromote). Первая линия открыта компанией Siemens & Halske в предместье Берлина Галензе (Halensee) 29 апреля 1882 года. Контактные провода располагались на достаточно близком расстоянии, и от сильного ветра происходили короткие замыкания.

В 1882 в США бельгиец Шарль Ван Депуле запатентовал «троллейбусный ролик» — способ снятия напряжения с электрических проводов при помощи ролика и штанги, установленной на крыше.

В 1909 была впервые испытана система съёма электроэнергии инженера Макса Шиманна (Max Schiemann), которая с многочисленными изменениями дожила до наших дней.

В 1927 году троллейбус запущен в г.Инстербург (Insterburg; ныне Черняховск, Калининградская область, Россия). Власти города долго спорили, какой вид транспорта следует пустить в городе: трамвай или автобус. Первые утверждали, что трамваи экологически чище, вторые — что автобусы дешевле и нет необходимости прокладывать сложные системы рельс. И когда эти споры зашли в тупик, один художник (или карикатурист) нарисовал нечто вроде гибрида трамвая и автобуса (верхняя часть этого художества более походила на трамвай, а нижняя на автобус). Когда эту картину представили вниманию властей города, то решение было практически сразу же принято — в городе будет ходить троллейбус, о которых в то время почти никто не слышал. Так в городе появился экологически чистый вид транспорта. 26 ноября 1936 года было открыто несколько новых линий, и начались поставки специально заказанных суперсовременных машин «Мерседес». Начало было положено линией длиной в 7,8 километра от северного предместья Шприндт (Sprind) до лежащего на противоположной окраине города посёлка Гейенгоф (Heyenhof) по Норденбургской (Nordenberger) улице до угла Визенвег (Wiesenweg). Эта троллейбусная линия заменила автобусную линию. Контактная сеть, смонтированная компанией AEG, была устроена однопутной с разъездами. И поэтому на обоих конечных пунктах были устроены «треугольники», а не разворотные петли. Однако перед войной «треугольники» заменили петлями, так как было начато движение троллейбусов с прицепами. В центре города, на Старом Рынке (ныне район девятиэтажки), было устроено два пути и устроена разворотная петля, на которой могли развернуться вагоны, идущие как из Шприндта, так и с Визенвег. Небольшое троллейбусное депо на Кляйнбан-штрассе (ныне ЮЭС на ул. Железнодорожной) соединялось отдельной контактной линией с линией на Цигель-штрассе (ныне ул. Победы). К 1940 году машины обслуживали уже семь маршрутов, из которых четыре были пригородными. После войны троллейбусов в Черняховске не стало. По официальной версии, зимой 45-го, перед отступлением, немцы сняли все до единой контактные линии, изготовленные из ценнейшего медного провода.

В России троллейбус появился в 1933 в Москве (см.Московский троллейбус). Первыми троллейбусами Советского Союза были машины ЛК-1 (Лазарь Каганович)

В 1938 году по улицам Москвы ездили двухэтажные троллейбусы ЯТБ-3.

Пик развития троллейбуса в мире пришелся на период между мировыми войнами и на первое послевоенное время. Троллейбус понимался как альтернатива трамваю, который к тому времени считали устаревшим транспортом. В 60-е же годы, наоборот, наблюдалось массовое закрытие троллейбусных систем: троллейбус оказался в эксплуатации дороже, чем трамвай. В основном троллейбус оставался в тех городах, в которых не было возможности заменить его на автобус, в основном из-за сложного рельефа. В отличие от других стран, в СССР троллейбус продолжал развиваться. Связано это было прежде всего с недостаточным развитием личного транспорта. Однако, в последнее время в России наметилась тенденция к закрытию троллейбусных систем, что связано, по большей части, с неспособностью троллейбусных хозяйств поддерживать конкурентоспособность, в основном из-за недостаточного финансирования, значительным износом подвижного состава и т.д.

В конце 1960-х годов в СССР изобретатель Владимир Веклич предложил эксплуатацию троллейбусных поездов по системе многих единиц. Поезда из двух троллейбусов «Шкода 9Тр» и «ЗиУ-9» («ЗиУ-682») получили широкое распространение в крупных городах бывшего СССР. В Риге всего было создано 103 троллейбусных поезда из вагонов «Шкода 9Тр»).

В настоящее время в мире более 400 городов с троллейбусным сообщением.