Универсал (от лат. universalis — «общий») — тип закрытого двухобъемного грузопассажирского кузова автомобиля.Универсал

Представляет из себя вариант седана с увеличенным багажным отделением и дополнительной подъемной дверью в задке.

В данном значении этот термин используется только в России и ряде стран ближнего зарубежья.

Форма универсала имеет принципиальное отличие от седана в том, что багажное отделение и пассажирский салон объединены, крыша продлена до заднего габарита, а в задней стенке кузова имеется дополнительная дверь.

В настоящее время во многих развитых странах является общепринятым использование разделительной сетки между салоном и багажным отделение универсала для предотвращения травмирования пассажиров перевозимым грузом при ДТП. В частности, таковое требование включено в состав правил Еврокомиссии для производителй автомобилей.

От хетчбэка универсал отличается длиной заднего свеса — у хетчбэка он короткий, а у универсала — как на базовом седане, или часто длиннее.

Некоторые универсалы (Audi 100 Avant) имеют покатую крышу, как у хетчбэка, но длина заднего свеса выдает в них универсал. За границей в некоторых странах такой тип кузова c длиной заднего свеса как у седана и линией крыши типа «фастбэк» могут также называть «лифтбэк».

Универсалы имеют пять (реже три) дверей, задняя дверь служит для доступа в увеличенное багажное отделение. В Северной Америке как правило учитывают только боковые двери, тогда говорят о «четырёх-» и «двухдверном» универсале.

Многие универсалы обладают возможностью трансформации задней части кузова путём складывания всех рядов сидений, кроме первого. Всего рядов сидений в кузове универсала может быть два, три или даже четыре (некоторые американские модели на шасси полноразмерных седанов и субурбаны на шасси лёгких грузовиков). Встречаются салоны с двумя рядами обычных (поперечно расположенных) сидений и расположенными в задней части боковыми (продольно расположенными), часто они выполняются складными.

Большинство универсалов имеют простую подъемную или открывающуюся набок дверь в задке. Но у некоторых моделей (преимущественно, североамериканских) он двухстворчатая — состоящая и верхней и нижней независимо открываемых створок. Нижняя створка короче верхней и не имеет остекления, её открывают для перевозки особо длинномерных грузов. Из отечественных моделей, такую имели ранние выпуски «Москвича-426».

Очень редким типом задней двери является двухстворчатая задняя дверь, верхняя часть которой выполнена в виде окна и полностью убирается в крышу (т. н. clamshell) — этот тип использвался практически толкьо в Северной Америке в пятидесятые… семидесятые годы, и нередко сочетался с кузовом «хардтоп-универсал». Так же, на некоторых современных универсалах и внедорожниках предусмотрена возможность отдельно открыть стекло задней двери.

Крыша в задней части универсала иногда может быть приподнята для увеличения полезного объёма.

Традиционно, кузова типа «универсал» выполнялись из дерева. В 1950-е годы непрактичные деревянные кузова вышли из моды, но в Северной Америке до сих пор существует традиция отделывать борта универсалов (и минивэнов) под дерево (стиль «Woodie»).

Универсал с глухими окнами в задней части кузова часто называют «фургон» («Van»). В Северной Америке этому термину соответствует «Sedan Delivery», то есть «развозной седан», а «вэном» называют только фургон на базе микроавтобуса.

Универсалы на шасси грузовиков встречались в США и назывались «субурбан» («Suburban»). Фактически, это были грузопассажирские микроавтобусы капотной компоновки.