Вавилон — город, существовавший в Междуречье (сегодня Ирак, 110 км к югу от Багдада), являлся одним из крупнейших городов Древнего мира. Вавилон был столицей Вавилонии, царства, просуществовавшего полтора тысячелетия, а затем державы Александра Македонского.Вавилон

Первое упоминание города Кадингир (шумер. «Врата богов») произошло при царе Шаркалишарри. Царь строит здесь храм. Однако согласно поздней хронике этот город существовал уже при Саргоне Древнем. Город Кадингир, по-видимому, был основан в XXIII веке до н. э., как колония выходцами из Эреду. Бог Кадингира Амар-уту[к] (Мардук) считался сыном Энки, главного бога Эреду; именно Вавилон был центром распространения эредукского цикла мифов; а в более позднюю эпоху, когда действительный Эреду исчез с лица земли, прямо отождествлялся с Эреду. Излагая в эллинистическое время по-гречески шумерские царские списки, историк Берос всюду переводит «Эреду», как «Вавилон».

Завоеватели — амореи из племени яхрурум избрали этот шумерский город Кадингир столицей своего государства и назвали его Вавилон (аморейс. Баб-илу то есть «Врата бога»).

Вавилон (апокалиптический) — столица Вавилонской монархии — своим могуществом и своеобразием культуры произвёл на иудеев после вавилонского пленения такое неизгладимое впечатление, что имя его сделалось синонимом всякого большого, богатого и при том безнравственного города. История о Вавилонской башне записана во времена Ассирийского царства.

У позднейших писателей, а именно христианских, название «Вавилон» нередко употребляется в смысле, который и доселе составляет предмет спора для толкователей и исследователей. Так, много рассуждений вызывало одно место в первом Послании апостола Петра, где он говорит, что «приветствует избранную церковь в Вавилоне». Крайне трудно определить, что именно здесь разумеется под Вавилоном, и весьма многие, особенно латинские писатели, утверждают, что под этим именем ап. Пётр разумеет Рим, на чём даже основываются известные притязания римских пап как преемников апостола Петра. В Первые века христианства Рим назывался Новым Вавилоном из-за огромного количества народов проживавших в империи, а также по положению, занимаемому городом в мире того времени столице крупнейшего государства мира.

Но особенно примечательный пример употребления имени Вавилона находится в Апокалипсисе, или Откровении ап. Иоанна (с конца XVI гл. по XVIII). Там под именем Вавилон изображается «город великий», играющий огромную роль в жизни народов. Такое изображение уже нисколько не соответствует месопотамскому Вавилону, давно потерявшему к тому времени своё мировое значение, и потому исследователи не без основания понимают под этим названием великую столицу Римской империи, Рим, в истории западных народов занимавший такое же положение, какое раньше в истории Востока занимала столица Навуходоносора.

В растафарианстве Вавилон символизирует прагматичную западную цивилизацию, построенную белыми (потомками пуритан) людьми.